О пророческих сновидениях Сновидением я называю то, что происходит либо от соединения духа воображения и ума, либо является настоящим откровением некоторой божественной силы в спокойном и чистом уме; ибо этим наша душа получает настоящие оракулы и предоставляет нам пророчества. Ибо в сновидениях мы и спрашиваем, и учимся, и слушаем, и находим; также многие сомнительные вещи, многие правила, многие неизвестные вещи и даже не желаемые и не предпринимаемые нашим умом являются нам в сновидениях; также представления неизвестных мест, образы людей, живых и мёртвых, и предвидение грядущих событий, а также открываются события, которые когда-либо случались и о которых мы ничуть не знали; и эти сновидения не нуждаются ни в каком искусстве толкования, в отличие от тех, о которых мы говорили в первой книге и которые принадлежали к гаданию, а не предвидению. И случается, что те, кто видят такие сновидения, в большинстве случаев не понимают их; ибо, как видеть сновидения - от силы воображения, так и понимать их - от силы понимания; таким образом, чей ум, будучи перегружен чрезмерными заботами плоти, находится в глубоком сне, или его дух воображения слишком притуплён и настолько грубый, что не может воспринимать картины и представления, которые приходят от высшего ума, и удерживать их, когда воспримет, то этот человек совершенно непригоден для прорицания с помощью сновидений. Поэтому необходимо, чтобы тот, кто получает истинные сновидения, хранил чистый, невозмущённый и не помрачённый дух воображения и так успокаивал его, чтобы он смог быть достоин знания и управления умом и пониманием; ибо такой дух наиболее подходящий для пророчествования и является чистейшим зеркалом всех образов, которые приходят отовсюду. Таким образом, когда мы здравы телом, не возмущены умом, не притуплены едой или питьём, не опечалены бедностью, не тревожимы никаким желанием похоти или богатства, но спокойно ложимся в постель, засыпаем - тогда наша чистая и божественная душа, будучи освобождённая от всех удручающих помыслов, и освобождённая теперь сновидением, наделяется этим божественным духом как орудием, и принимает те лучи и представления, которые на неё падают, и воссияет от божественного ума в себе; и как бы в обожествлённом зеркале она гораздо чётче, яснее и действеннее видит все вещи, чем простым исследованием ума и рассуждением разума; божественная сила наставляет душу, будучи приглашена в своё общество случаем ночного одиночества. Таким образом, всякий, кто, спокойным и благоговейным размышлением и умеренным режимом согласно природе сохранит свой дух чистым, тот сделает очень много для своей подготовки, так что этими средствами он сможет стать видящим и узнавать всё; но всякий, кто, наоборот, ослабевает духом воображения, не получит ясных и чётких видений; но даже как божественное зрение, по причине его слабости, судит запутанно и нечётко, и также когда мы опьянены вином, тогда наш дух, подавленный ядовитыми испарениями (как возмущённая вода кажется в различных формах), обманывается и отупевает. По этой причине я советую желающему получить видения не вкушать пищу в течение одного дня и не пить вино в течение трёх дней, дабы восприял он пророчество ясною душою; ибо боги наделяют пророческим даром лишь трезвые души. Хотя нечистые духи очень часто сообщают секреты тем, кто опьянён вином или спиртными напитками, всё же всех таких общений лучше избегать. Есть четыре вида истинных сновидений: первый - утренние, случающиеся между сном и пробуждением; второй, когда видят других людей; третий, когда его толкование даётся сновидцу прямо в сновидении; четвёртый, когда повторяется тому же сновидцу.
|